Начнём с предыстории. И случилась она ещё в начале февраля.
Две студентки Витебского государственного технологического университета Виктория Воробьева и Валерия Фомченко представили Витебск и нашу страну на международном конкурсе в Ставрополе. В конкурсе принимали участие 12 лучших студенток. В одном из конкурсов нужно было предстать перед жюри в национальном наряде и рассказать легенду… На девушках были невероятной красоты платья, которые мы вряд ли себе представим, услышав словосочетание «национальный костюм». И, конечно, нам захотелось узнать, чей это необычный взгляд и чья тонкая и изящная работа…
Рассказываем!
Автор нарядов — известный в нашем городе и за его пределами дизайнер Ирина Юрченко. Мы поговорили с Ириной и узнали всё о создании этих необычных национальных костюмов, о том, что вдохновляло дизайнера и что использовалось для создания образов.

— Ирина, когда девочки обратились к вам за помощью, у них уже были свои идеи или пожелания?
— Так получилось, что обе девушки являются студентками ВГТУ. В первую очередь, ко мне с просьбой обратилось руководство студклуба. Мы переговорили с организаторами. Я выяснила их пожелания, задумки по поводу того, каким видится костюм. К слову, это мой не первый опыт в создании национальных костюмов для международных конкурсов красоты. Сейчас у каждой девушки уже были определённые «наметки» тем выступления, поэтому костюмы изначально были абсолютно разные.
Для Валерии мы сделали светлый образ в платье со шлейфом и стилизованным васильком, выложенным на талии из акриловых зеркал. Для меня это был образ своего рода «Купалiнкi». Для Виктории — это многослойный ансамбль из юбки, платья и кафтана в сине-белых тонах. Камера плохо передает цвет тканей, но, когда я в магазине увидела этот глубоко насыщенный ярко-синий цвет, сразу поняла, что нашла именно то, что искала!
— Нужно ли было с кем-то согласовывать детали, цвета, ткань?
— Да, изначально, выслушав пожелания организаторов в ВГТУ, я набросала эскизы и подобрала к ним варианты тканей. Первые примерки делали вместе с девочками, а по видеосвязи всё согласовывали с их руководителем, директором студенческого клуба ВГТУ Алесей Анатольевной Числовой. Мы делали промежуточные фото примерок, отправляли их организаторам финала конкурса. Им тоже нужно было иметь приблизительное представление о костюмах участниц.
— Как много времени вам понадобилось, чтобы придумать эскизы и пошить национальные наряды?
— На пошив каждого из таких платьев, если я, например, работаю с клиентом индивидуально, нужно 2-3 недели, чтобы спокойно всё сделать. В национальных нарядах много ручной вышивки, деталей. Нужно было сделать головной убор и дополнительные аксессуары.


Но в этот раз все получилось значительно быстрее. 3 января обсуждали с девочками эскизы платьев. Несколько дней ушло на закупку тканей и первые примерки. Модель «рождалась» в процессе, потому что у нас не было возможности устраивать консилиумы и обсуждать, например, ширину манжеты. По итогу, уже 17 января я отдавала чехлы с готовыми нарядами. Несмотря на то, что площадь моей студии позволяет «прогуляться» по ней со шлейфом, на практике мы так и не использовали эту возможность, поэтому пришлось надеяться на профессионализм наших конкурсанток в дефиле.
— Ирина, где вы нашли всё необходимое для создания платьев?
— Конечно, хочу рассказать вам о том, что мы заказывали специальные ткани и уникальную фурнитуру, томительно ожидали ее доставку. Но, как вы уже поняли, исходя из сроков, все делалось с невероятной скоростью. Нам повезло, что все ткани и фурнитуру мы нашли здесь, в Витебске.

— На что были сделаны акценты в платьях Виктории и Валерии?
— У Виктории, например, акцент был сделан на контрастные тона и тяжелое кружево. У Валерии наоборот — светлый образ и блеск в деталях.


— Вы пошили для девушек два абсолютно непохожих друг на друга национальных наряда. Как вы поняли, какой костюм подойдет для каждой из них?
— Два совершенно разных, но при этом интересных и не уступающих по красоте друг другу наряда получились благодаря «легендам» девушек, которые они представляли на защитах своего образа. Это стало настоящей «палочкой-выручалочкой» в истории с созданием платьев. Я и раньше делала национальные костюмы для представительниц Беларуси на международных конкурсах, но там конкурсантка была одна. Все идеи и душу я вкладывала в один наряд. Здесь же девушек двое, у каждой свой образ, работать нужно с ними параллельно, примерки друг за другом. Моей задачей было каждую сделать победительницей!
— С какими сложностями вы столкнулись в процессе?
— Сложность была в том, что костюмы для обеих девушек буду делать я. Валерия и Виктория давно знают друг друга, дружат. Но в этом конкурсе они потенциальные конкурентки. Нельзя было никого выделять или обделять вниманием, при этом нужно было сделать каждую из них лучшей. Безусловно, главная сложность заключалась в нехватке времени. Здесь еще и новогодние праздники, и мой День рождения, которые тоже стали обычными полноценными рабочими днями. К слову, у меня же ещё есть и основная деятельность в моей дизайн-студии, где нам примерно в эти же даты было необходимо сдать большой заказ. Но я привыкла, что всё как всегда: все и сразу.
— Ирина, вы помните первую реакцию девушек, когда они увидели свои готовые национальные костюмы?
— Первой реакции не было, потому что у нас с девушками было несколько примерок в процессе. Поэтому результат становился все более выраженным с каждой новой встречей. Например, для Виктории головной убор я передавала в день отъезда, представляете? Даже без примерки. Готовый образ я сама увидела уже только в прямом эфире, на сцене. Платье для Валерии на первой примерке кардинально отличалось от того, что вы уже можете увидеть на фото с финала конкурс. Пока на наряде не появился весь ручной декор и кружево, оно не было таким интересным.

— Довольны результатом?
— Да, результатом очень довольна. Я люблю тему национального костюма в рамках его презентации на международных конкурсах красоты. Ошибочно иногда подразумевают, что это должен быть наряд из разряда платья для народных танцев. Но на самом деле, это совсем не так. В костюме должны прочитываться отголоски национальной темы, но совсем не ее точное цитирование. Кроме того, девушка должна показать свою фигуру, свою красоту, обаяние. И если есть возможность сделать это с помощью наряда — это замечательно!
У меня уже есть мечта: сделать национальный костюм для конкурса красоты, в основе которого будет лежать тема слуцких поясов. Это очень глубокая и интересная тема, костюм бы получился просто потрясающий. Надеюсь, у меня будет возможность воплотить свою идею в реальность.
— В итоги Виктория выиграла конкурс! Как думаете, может, именно ваш национальный костюм смог очаровать жюри и помочь ей одержать победу?
— Обе наши девушки смотрелись восхитительно. Нужно помнить, что на конкурсе оцениваются не только внешние данные конкурсантки, но и ее манера говорить, держать себя на сцене. Важно мастерство дефиле и хореографическая подготовка. Мне хочется верить, что образ в национальной теме максимально приблизил Викторию к победе. Но и она сама проделала огромную работу, чтобы достойно представить себя на подиуме.

Я уверена, что если бы жюри финала конкурса в этот раз не отступило от классических правил награждения и озвучило имена обладательниц 1-й и 2-й Вице-мисс, то вторая награда тоже была бы привезена в Витебск.
***
Друзья, Ирина Юрченко — талантливый дизайнер. У неё есть Интернет-магазин дизайнерской одежды irinayurchenko.by. Кроме того, в дизайн-студии Ирины воплотят ваши мечты о любом наряде. Так что запишите полезные контакты: +375 (29) 712-25-70.
Автор — Влада Романова.
Фото со страницы Ирины Юрченко в соцсетях.