Сейчас активно обсуждается (особенно в интернет-пространстве) вопрос о том, что же может дать школа современному ребенку. Основная задача — получение ребенком знаний — часто критикуется многими родителями. Что же дает нашим детям школа? Или новому поколению родителей и детей школьный мир не нужен вообще?
Давайте разбираться.
1. Школа и знания
Некоторые говорят о том, что школьная программа – это бессистемный набор фактов для заучивания. Зачем вообще что-либо запоминать, если на любые вопросы намного лучше ответит «Гугл»? Именно поэтому учителей начинают обвинять в том, что у детей отсутствуют знания по школьным предметам.
Но задача современного учителя – не передавать знания, а дать инструменты для получения новых знаний. Основная цель школы – научить учиться, т.е. добывать самостоятельно то, что необходимо.
Школьная программа растягивается на сотни часов в течение нескольких лет. Поэтому некоторые родители считают, что это бесполезная трата времени. Можно нанять репетитора, который сможет за намного меньшее количество часов объяснить ребенку необходимый материал индивидуально, а также подготовить к экзаменам и ЦТ.
Хотя соглашусь с тем, что любой школьный предмет – это во многом зубрежка, но такое заучивание является одним из видов тренировки памяти. К сожалению, не всегда в школьной программе можно этого избежать. Какой-бы предмет мы не взяли, всегда будут темы, которые просто надо заучить и сделать много однотипных заданий, чтобы понять.
А многим детям, которые привыкли к веселым картинкам при начальном обучении, это кажется скучным. Исправить подобную ситуацию может изменение подходов к подаче и контролю знаний в школе. То есть не просто проверять знания по отдельности, а определять, умеет ли ребенок применять свои знания на практике, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Все слышали про финскую систему образования, которая считается одной из лучших в мире. Почему? Потому что в основе ее лежит междисциплинарность, а главная задача – научить детей осваивать новые навыки самостоятельно.
2. Школа и учителя
Да, преобладание в школе хороших преподавателей присутствует не всегда. Конечно, когда выпускники, отработав два года, уходят на более высокооплачиваемую и престижную работу, для школы это большой минус.
И все же до сих пор в каждой школе есть педагоги, которые пришли в профессию по личным убеждениям, из любви к детям.
Но каждому родителю хочется, чтобы с их чадом занимался не какой-то среднестатистический учитель, а только самый лучший, который имеет высшую квалификацию, огромный опыт и т.д. Подождите, но ведь в любой профессии все когда-то начинают. И каждый из родителей не сразу стал профессионалом в своем деле, если стал, конечно же.
Да, 30–40 лет назад учителя были уважаемыми в обществе людьми. Сейчас все по-другому. И если каждый родитель будет считать, что педагоги не заслуживают уважения, то наше общество продолжит деградировать.
На школьных форумах и в чатах можно встретить обсуждения профессионализма учителей. Если вы, как родитель, сомневаетесь, начните с себя. Представьте себя на месте учителя, но в своем профессии, и попробуйте посмотреть со стороны, так ли вы профессионально хороши в своем деле. Давно ли вы читали новую литературу по своей специальности? Повышали квалификацию, обсуждали с коллегами новые методы работы?
3. Школа и социализация
Если говорить простым языком, социализация — это умение общаться, жить среди других людей. И такое умение необходимо каждому. У взрослых есть выбор, чем заниматься: можно поменять работу, начальника, хобби и место жительства, с кем общаться, что считать результатом, чем интересоваться. Поэтому родители считают, что именно в школе дети могут, кроме знаний, приобрести еще и опыт социального общения.
Конечно, не стоит забывать, что социализация происходит не только в школе. Ребенок найдет себе друзей везде: в кружках по интересам, спортивных секциях, дворовых компаниях, детских лагерях на каникулах, среди детей знакомых и т.д. А в многодетной семье с бесчисленными соревнованиями между братьями и сестрами нехватка социализации, можно сказать, часто остается мечтой.
И все же именно Школа – это место, где ребенок учится сосуществовать с разными, непохожими на него детьми, когда рядом нет родителей и близких людей. И это совсем другой уровень коммуникации.
Ведь мы, взрослые, уже успешно социализированные люди, все равно вступаем друг с другом в коммуникацию, выбирая для этого определенное время, место и цель. И ребенок именно в школе учится этому.
И не будем забывать, что воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей, а не педагогов. А многие родители отправляют ребенка в школу для того, чтобы избавить себя от хлопот, связанных с тем, чтобы показать ребенку примеры успешного взаимодействия. Ведь взрослые – очень занятые люди. Это тот пример, который подает своему ребенку почти каждый взрослый сейчас.
Да, заняты все, но ведь это – ВАШ ребенок. Найдите время для него, чтобы поговорить о школьных делах, о его мечтах, его желаниях, проведите вместе время за пределами дома, сходите вместе в парк, в кафе, в кинотеатр.
Чего же не хватает современной школе?
Как правило, основные упреки родителей в том, что школа не учит добиваться своих целей, чтобы стать успешным человеком. К понятию успеха я отношусь очень осторожно. В погоне за ним мы забываем о том, что не только успех должен являться ценностью.
И все же я соглашусь с теми, кто хотел бы от школы другого. Не погони за медалями и местами в олимпиадном движении, не участия в увеличении рейтинга школы, не количества поступивших в ВУЗы.
Итак, что необходимо современной школе:
1. Я хотела бы, чтобы школа помогла понять, что в мире есть много людей, с разными вкусами, привычками, разным социальным положением, разных национальностей и вероисповеданий. Ведь именно в школе можно воспитать многие нравственные качества, которые сложно показать ребенку просто в семье или на кружке.
2. Школьная система должна не подавлять, а развивать силу воли у ребенка, активность и привычку брать на себя ответственность за то, что происходит.
3. Важность качественной работы с информацией. Т.е. не только читать текст, а понимать, анализировать, формулировать мысли, делать выводы.
4. Умение концентрироваться, наблюдать, быть внимательным к деталям.
5. Отличное развитие коммуникативных навыков: от навыка публичного выступления до умения вести переговоры, дискуссии и участвовать в дебатах.
Многие родители хотят видеть своего ребенка всегда только в хорошем настроении, создавая для этого тепличные условия, если мы говорим про домашнее или семейное обучение. Я ничего не имею против, но при таком обучении сложно не создать особых условий. Ребёнок не сможет переживать за своих одноклассников, не сможет научиться чувству справедливости и сплочённости, которая рождается только в большом коллективе.
В любом коллективе есть свои сложности, ведь каждый ребёнок — индивидуальность, и не каждый учитель сможет это увидеть и раскрыть. Но это же ВАШ ребёнок, и именно в первую очередь ВЫ должны приложить усилия, чтобы раскрыть его индивидуальность.
Наша школа — это школа жизни. И поверьте, те, кто ее прошел, смогут стать успешными людьми, если сами этого захотят. А ваша задача как родителя, приложить все усилия, чтобы школьная жизнь принесла радость вам обоим.
Мысли вслух — Натальи Абазовской.