Многие дети в Витебске остались дома, несмотря на то, что в школе вынужденные 3-недельные каникулы закончились. Учёба в школе в связи с коронавирусом теперь организована так: ученикам разрешили по желанию родителей перейти на удалённое обучение. И многие родители, волнуясь за здоровье своей семьи, решили именно так и поступить. Но уже за первые дни учебы возникло масса вопросов о том, как должно быть организовано дистанционное обучение в школе.
Каждая школа и каждый учитель в Витебске пытаются найти оптимальные пути решения возникшей ситуации: меньшая часть учащихся приходит на уроки, а большая часть находится дома. Если не объяснять детям так, как это можно сделать в школе, то уровень понимания учебного материала будет невысоким. И только проверяя задания, можно оценить степень освоения полученных знаний.
И вот здесь вопрос: как мотивировать ребенка, который целый день находится дома, выполнять задания и делать это самостоятельно?
В школе дети обучаются в коллективе, получают объяснения, многие стараются выполнить задания учителя быстрее, чтобы получить заслуженную похвалу и отметку. Сам процесс во многом мотивирует или помогает ребенку сосредоточиться на том, что происходит в данный момент. Дома ребенок теряет эти механизмы мотивации. В реальности формат онлайн-обучения оказался утомительным и для детей, и для родителей, и для учителей.
Почему ребенка дома приходится заставлять учиться? И что делать?
1. Многие родители воспринимают свои конфликты с детьми на этой почве как следствие нежелания ребенка и его лени. Эти битвы, однако, редко приводят к улучшению ситуации и не могут помочь детям получать удовольствие от обучения и развивать соответствующую возрасту дисциплину.
Решение этой проблемы никогда не должно начинаться с мыслей, что ваш ребенок ленив. Он может быть расстроен, обескуражен, рассеян, рассержен и, наконец, он просто устал. И лень здесь часто стоит на последнем месте.
2. Сейчас на каждого родителя легла ответственность за создание соответствующей атмосферы, которая поможет ребенку развивать его самодисциплину. И важным инструментом в этом может стать планирование и взаимопонимание:
— ко времени начала онлайн-обучения ребенок должен быть подготовлен, если учитель выдает задания по расписанию, никаких дополнительных отвлекающих факторов не должно быть (включенный телевизор или даже музыка),
— вы должны быть доступны для поддержки или помощи ребенку, потому что не все дети, особенно в младшей школе, правильно понимают, как выполнять задания, куда и как часто высылать их на проверку;
— будьте позитивны и чаще поощряйте своего ребенка, отмечайте его усидчивость, терпение и самодисциплину;
— неизбежные трудности при выполнении того или иного задания могут удручать ребенка, поэтому не усложняйте это вашим отношением.
3. В следующий раз, когда потребуется ваша помощь в выполнении задания, постарайтесь не взрываться от бессилия.
Самое худшее, что может услышать ваш ребенок – это крики о его очередной глупости, лени и издевательстве над вами. И хотя потом вы вините себя за несдержанность, в дальнейшем все повторяется. Ваша задача – мотивировать своего школьника на учебу, дать толчок к желанию познавать. Мотивация ребёнка — это кропотливый и постоянный труд, который требует вовлечённости родителей, особенно в сложившихся условиях.
Что делать, чтобы ребенку захотелось учиться в домашней обстановке:
1. Станьте для него примером.
Покажите ребёнку, что вы сами начали изучать что-то новое и справляетесь со сложными, требующими вдумчивого подхода задачами. Если вы сами не следуете принципам, которые предлагаете ребёнку, — будет сложно убедить его в том, что это важно и интересно.
2. Покажите, что не надо бояться ошибок.
Ошибки, которые, конечно же, будут у ребенка при самостоятельном изучении материала — не повод расстраиваться и опускать руки. Объясните ему, что это не повод для раздражения и тем более стыда, а шанс попробовать снова и сделать лучше. Постарайтесь вместе с ребёнком разбирать задачи и темы, которые даются сложнее. Покажите, что любой сложный материал можно разбить на несколько более мелких задач. Отрабатывая и запоминая материал частями, усвоение пройдет легче и ребенок не будет бояться пробовать снова. Поощряйте старания ребенка.
3. Организуем рабочее пространство.
Рабочий стол ребёнка должен находиться в хорошо освещённом месте, вдали от источников шума — например, телевизора. Уберите игрушки (если ребенок еще играет), чтобы они не отвлекали.
Оформите рабочее пространство вместе:
-обозначьте цветными стикерами полки для учебников и тетрадей,
-распределите письменные принадлежности по органайзерам,
-повесьте плакаты с формулами, географические карты или подсказки с правилами по русскому и другим языкам.
Это поможет организовать рабочую атмосферу и будет способствовать погружению ребенка в учебу.
И самое главное: не забывайте подчеркивать, что если что-то не получается – это не повод расстраиваться. Объясните, что ни у одного человека никогда сразу не получается все безупречно. Ваши слова, которые нужны ребенку для поддержки «Я в тебя верю! У тебя все получится! Все преодолимо!»
Успешной учебы, взаимопонимания и здоровья!