5 вещей, которые не ожидаешь увидеть в музее в Витебске. Идём в музей училища, где преподавали Шагал и Малевич

Это здание на улице Марка Шагала в Витебске привлекает к себе внимание. Да и вообще на этой небольшой уютной улочке в центре города царит особая атмосфера: тишина, старые дома, на них – цитаты Шагала и  супрематические рисунки. Настраивает на нужную волну. Её продолжение – в музее.

Самая главная его достопримечательность – само здание, которое пережило перипетии установления советской власти, Великую Отечественную и лихие 90-е. Конечно, оно отреставрировано. Но это те самые стены, в которых создал Витебское народное художественное училище Марк Шагал. В которых преподавал Казимир Малевич, и где было создано общество УНОВИС. То есть мы с вами можем пройтись по тем же коридорам и даже ступеням на лестнице, по которым ходили великие художники, получившие впоследствии мировую известность.

Это особняк Вишняка. Банкир, владелец известной на то время гостиницы «Бристоль», акционер трамвайного общества строил дом для себя. Здесь были канализация, отопление – редкие на то время удобства. В 1914 год Вишняк свой дом заложил. А в 1918-м здание было передано Марку Шагалу, где он создал художественное училище. Сюда пригласил преподавать Казимира Малевича, Эль Лисицкого . И здесь происходили важные для мирового искусства события.

Первое, что встречает в музее, – увеличенная копия фотографии Витебска 1912 года, автор  Прокудин-Горский. Она была найдена в библиотеке Конгресса США.

На фото видно то самое здание Вишняка, но многие улицы не сразу узнаешь, нужно включать фантазию 🙂 Здесь же экран-планшет, где можно самому узнать историю создания музея, его план. Скажем сразу, что это самый молодой музей Витебска, он появился всего полтора года назад. Потому здесь история соседствует с технологиями, интерактивом. Все экспонаты можно потрогать, что-то включить, посмотреть, полистать. И это делает музей особенно интересным!

Дальше поднимаемся по лестнице – и окунаемся в историю. Что впечатлило? Мы выделили 5 вещей, которые не ожидаешь увидеть в музее в Витебске и которые нас особенно удивили!

1.Тумба с афишами, объявлениями, свежими газетами из прошлого. И встроенными экранами.  

Встречает в первом зале. Интересно посмотреть, как выглядели знакомые улицы города. Увидеть, о чём писали в газетах, какие показывали спектакли и в какие приглашали рестораны. А на встроенных экранах можно выбрать разные видеоряды о старом Витебске. «Храмы Витебска», «Улицы старого города», «Литературная часть». И «Витебск, которого нет» Виктора Борисенкова –  совмещение на фотографиях улиц города сегодняшнего и прошлого.

2.Интерактивная стена с открывающимися картинками

Сложно объяснить, лучше один раз увидеть 🙂 В общем, во втором зале на стене большой экран. На нём десятки картинок, открыток, портретов. Нажимаешь на любую из них, и появляется кратная информация о том, кто это или что за произведение искусства. Затягивает, это факт. Здесь можно провести много времени 🙂 В этом же зале на стену проецируется запись парада 7 ноября 1918 года, который сопровождался декорациями, созданными Шагалом. Плёнка чёрно-белая и качество подводит, но это видеодокумент тех времен, в этом его особая ценность.  

3.Волшебное зеркало, на котором…. неожиданно появляются рисунки и надписи

Зеркало в старой раме находится в кабинете  Марка Шагала. И с первого взгляда выглядит как предмет интерьера прошлого. Но. Смотришь в зеркало, и вдруг на нём появляются картины Шагала, портрет или записи из его книги «Моя жизнь»! Это высокотехнологичное зеркало досталось музею после съемок в Витебске фильма «Шагал – Малевич» режиссера Александра Митты в 2012 году.

В кабинете привлекает внимание и старинный шкаф. А в нём – книги  со штампом Витебского художественного училища 1918 года.

4.Темнота в кабинете Малевича

В кабинете, где преподавал Казимир Малевич, стоит лишь массивный стол, столешница которого – экран. Здесь можно почитать о жизни и творчестве Малевича, о его преподавании в Витебске. В помещении белые стены. Но вот выключается свет – и на стенах появляются наброски из черновиков Малевича, его почерк! Это, конечно, эффектно. Плюс на одной из стен появляется чёрный квадрат. Очень впечатлило! 

5.Плакат «Клином красным бей белых» на полу

В одном из помещений на полу плиткой выложен знаменитый плакат члена УНОВИС Эль Лисицкого «Клином красным бей белых». Он стал символом революции и был невероятно популярным. Эль Лисицкий также преподавал в Витебске, активно участвовал в деятельности УНОВИС и впоследствии внёс большой вклад в зарождение основ мирового дизайна.  

Немного про УНОВИС

19 января 1920 года «группа молодых кубистов», состоящая из учащихся училища, приняла название Молпосновис – Молодые Последователи искусства. 28 января к группе присоединились преподаватели – Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Евмолаева, Нина Коган. Группа стала называться Посновис – Последователи Нового Искусства. А уже 6 февраля состоялось выступление Постновиса, включавшее митинг, постановку оперы «Победа над Солнцем» и «Супрематический балет». После проведенных мероприятий был сделан вывод, что члены объединения не последователи нового искусства, а Утвердители НОВого ИСкусства – УНОВИС. Казимир Малевич назвал свою дочь Уной в честь объединения. В музее находится устав УНОВИСа, над ним на потолке огромный красный квадрат!

В музее можно увидеть эскиз росписи трамвая Нины Коган 1920 года. Сейчас трамвай с таким эскизом катается по улицам Витебска. В отдельном зале эскиз Давида Якерсона «Супрематическая композиция», 1920 год. А рядом – воплощённая в жизнь скульптура, работа Александра Вышки. И в этом зале из предложенных деталей можно самому сделать «супрематического человека».

Друзья, вот правда, рекомендуем сходить и посмотреть всё самим. Кстати, в последнее воскресенье месяца посещение музея – бесплатно.

P.S. Спасибо Марине Жук на интересную эмоциональную историю и за увлечённость этой темой, за любовь к истории Витебска и за желание донести до каждого уникальность нашего города!

Автор впечатлений и фото — Ольга Масловская.