В каком возрасте ребёнок должен начать читать и как его научить?

Сложный и важный вопрос. Современные родители уже практически с пелёнок начинают учить ребёнка буквам и мечтают, чтобы он поскорее научился читать. Но, оказывается, есть свои нюансы. Подробнее расскажет педагог, коуч-тренер по курсу «Скорочтение» Центра образовательных услуг «НолиджЛэнд» (Витебск) Наталья Абазовская.

Плохо читающий школьник – кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма. О причинах медленного чтения я уже говорила в предыдущем материале. В этот раз хочу обратить внимание на некоторые аспекты, о которых также необходимо помнить, когда мы говорим об обучении чтению.

Наши дети в школе осваивают различные предметы согласно концепциям Министерства образования Республики Беларусь. Согласно концепции учебного предмета “Литературное чтение” для учащихся начальных классов показателями достижения целей являются:

— уровень развития навыка чтения (способ чтения, темп чтения, правильность чтения);

— уровень развития умения выразительно читать;

— уровень овладения читательскими умениями (умениями устанавливать последовательность событий и составлять план; объяснять поступки героев и давать им оценки; определять тему и главную мысль произведения; обнаруживать в тексте образные слова и выражения, объяснять их значение; высказывать собственное суждение о прочитанном; пересказывать произведение и другие).

Как же двигаться к достижению этих целей от слогового чтения? Конечно, ведущая роль принадлежит учителю начальных классов, который продумывает содержание урока, пишет план, учитывая цели, задачи и принципы. Однако многие учителя сталкиваются с тем, что ребёнок читает по слогам и темп не увеличивается. Таким образом, ученик отстает сам, не успевает осмыслить содержание уроков и выполнять самостоятельно домашние задания. Без помощи родителей здесь не обойтись. Поэтому, дорогие родители, запаситесь терпением и помогите ребенку преодолеть трудности. Ваша любовь обязательно даст вам силы для этого.

Учите читать звуками

Для этого могу порекомендовать пособие Н.С. Жуковой «Букварь». Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно!

Разберёмся с возрастом

Оптимальным возрастом для обучения чтению является 7-8 лет. Полноценное созревание нужных для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно (!) обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам и 70% к 6-7-ми годам. До 5 лет необходимо развивать у ребенка мелкую моторику, логическое, пространственное мышление. А чтение оставить на потом.

Многим почему-то кажется, что именно через чтение можно успешно развивать мышление. Конечно, когда ребенок научиться правильно и осознанно читать, тогда такой способ познания мира будет одним из важных. Однако пока ребенок ПРАВИЛЬНО (= осознанно) не умеет читать, мышление развиваться не сможет.

Чередуйте занятия

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Например, можно предложить ребенку раскрасить выученную букву, найти на картинке все варианты этой буквы. В этом случае будет улучшаться запоминание, а также будут работать мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму.

Не заставляйте

Учеба должна приносить радость и удовольствие. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, потому что таким способом можно навсегда отбить у него желание чему-то учиться и сформировать негативное отношение к учебе в целом.

Развивайте речевой аппарат

Для правильного и быстрого чтения необходимо, чтобы наш артикуляционный аппарат был подвижным и успевал произносить звуки. Скороговорки и чистоговорки – это оптимальное средство для улучшения речи и увеличения скорости чтения.

Дети обращают внимание и запоминают всё смешное и необычное. Благодаря смыслу (часто шуточному) и рифме, скороговорки легко запоминаются. Простые скороговорки и чистоговорки используются логопедами для постановки различных звуков. При отсутствии логопедических проблем скороговорки все равно полезны, т.к. развивают способность концентрироваться и понимать смысл, развивают речь и словарный запас.

Терпение и труд

Полноценный навык чтения — это основа для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, важный источник получения информации и способ общения. Успешное овладение навыком чтения — один из показателей развития познавательной деятельности ребенка.

На курсе «Скорочтение» в образовательном центре

В свою очередь трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Для того, чтобы научить ребенка читать, родителям понадобится много времени и терпения. Правильное и осознанное чтение не самоцель, а инструмент, без которого ребенку очень трудно учиться дальше. Поэтому от родителей понадобится и терпение, и желание помочь ребенку.

Вы для ребенка – самый авторитетный человек. Помогите ему преодолеть сложности, которые он испытывает. Не кричите и не критикуйте ребенка: «Вот я в твоем возрасте уже книги целиком читала, а ты…!!!» Такой способ «общения» только будет усугублять ситуацию. И тем более не наказывайте чтением. Чтение должно приносить удовольствие и радость. Помогите ребенку наслаждаться чтением!

Запись на пробное занятие на курс «Скорочтение» +375 33 3460621 или +37529 814 61 88. Каждому подписчику NashVitebsk.by в соцсетях – скидка 50 рублей на данный курс!