Многие современные родители считают, что должны максимально много вложить в ребёнка в детстве, чтобы он стал успешным в будущем. Их охватывает беспокойство при виде того, как ребёнок «бесцельно болтается» по квартире или двору. Каждую минуту, когда ребёнок занимается чем-то своим, у родителей откуда-то из глубин сознания всплывает наружу чувство вины. Почему оно возникает и полезно ли для ребенка загрузка «на полную катушку»?
Родители сейчас подкованные, и многие знают о том, что «после трёх уже поздно». Глен Доман, автор одной из самых известных методик раннего развития, доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Именно он предложил методику обучения чтения до года и способы формирования энциклопедических знаний у детей до 2-х лет. В результате чего дети могут в 2 года вспомнить, когда была Трафальгарская битва, хотя плохо понимают, что такое битва и зачем она происходит.
Что это означает на самом деле? Ребенок запоминает информацию, но не может представить ее в реальности, не может соотнести ее с теми событиями, предметами, с которыми встречается в своей жизни. В таком виде мозг просто поглощает информацию, и в нем формируется искаженная картина мира, которая далека от реальности.
Почему некоторые вещи ребенок должен познать сам?
Вспомните своего малыша, когда он, сидя в ванной, увлеченно запихивал пустую бутылочку в воду, которая все время норовила выскочить из воды. Или восторг и радость малыша, когда он кидает предмет, а тот просто падает на пол. Но когда ребенок бросает мяч в стену, то видит, что тот отскакивает от стены в сторону. Ребенок повторяет все эти движения много раз, не зная ни законов физики, ни принципов их действия. И именно сейчас происходит развитие ребенка и закладывается «стартовая площадка» восприимчивости к знаниям.
Открыв для себя закон Архимеда в ванной, ребенку вовсе не нужно в данный момент знать название этого закона. Когда же он в школе столкнется с подобным экспериментом, то в мозгу возникнут картинки из детства и соотнесутся с самими законами.
Если же родители считают, что «бесполезное» запихивание бутылочки в воду вовсе не подходящее занятие для их ребенка, то в дальнейшем мозг сможет все выучить, но соотнести будет намного сложнее.
Поэтому важно давать ребенку возможность все потрогать, понюхать и даже облизать. И тогда под каждым словом ребенок увидит реальный мир.
Только ребёнок, увидевший сам, как луч света из окна, спотыкаясь о пылинку, парящую в комнате, дает маленькую радугу, соединит это с видением большой радуги после дождя. И когда увидит красный закат позднее, сможет объяснить, что так преломляются солнечные лучи на пылинках в больших массах воздуха.
Как отличить познание от безделья?
Собственные игры ребёнка — это уникальный способ понимания мира. Но, конечно, не стоит уходить в крайности и оставлять постоянно ребенка в полном одиночестве, не играть с ним. В играх с другими детьми или взрослыми ребенок учится общаться и социализируется. Любая игра имеет свои правила, которые ребенок также учится соблюдать и понимать. Соблюдая баланс знаний, которые ребенок добывает самостоятельно, и знаний, что даёт ему взрослый, вы сможете вырастить гармонично развитого человека, готового к жизни в обществе.
Конечно, родители беспокоятся о том, как отличить реально бессмысленную трату времени ребёнка от важных для его развития процессов наблюдения и познания. Отличие есть.
Ребёнок, который бесцельно проводит время, легко отвлекается на что-то новое. Это может быть любой посторонний звук, запах, шум. А ребёнок, погруженный в наблюдение и познание, вряд ли отзовется на предложение попробовать конфету или поиграть в футбол, хотя в другое время делает это с удовольствием. Когда ребенок всецело увлечён, мозг удерживает в зоне активного внимания предмет увлечения. Поэтому именно поглощенность процессом отличает безделье от познания.
А что же с чувством вины у родителей?
Некоторые родители чувствуют себя виноватыми, когда ребенок играет один. Переживают, что не уделяют ему в данным момент внимание. Возникновение чувства вины у родителей связано с их страхом сделать что-то недостаточно хорошо, передать ребенку свои предполагаемые «недостатки», проекции, оказаться беспомощными или плохими. Как только вы перестанете сомневаться в себе, вы начнете жить своей жизнью, а не жизнью своего ребенка. Именно так появляются счастливые родители.
Помните, взрослые лишь сопровождают ребёнка в этом мире, а не проживают за него его жизнь.