Продолжаем рубрику #чтоскажетпсихолог. Сегодня важная тема! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок стал Моцартом или Энштейном, а потому усердно стремится записать его во все кружки и расписывает всё свободное время занятиями через «не хочу». Но чего при этом хочет сам ребёнок? Как понять, к чему у него есть способности? Слышим ли мы его? Что скажет психолог?
Яна Family – руководитель центра семьи и отношений AGLASHAY Family (Витебск), специалист по вопросам детского развития, эксперт в области семейных коммуникаций, психолог, педагог, арт-тренер, терапевт. И у неё на этот счёт своё мнение и свой опыт. Ей слово.
Никогда не сравнивайте ни себя, ни способности своего ребенка с другими.
Сравнения приводят к зависти и отвлекают от того, что важно! У каждого своя психика, ритм, темп, судьба, наконец. И если мы говорим про поиск таланта, то важно сфокусироваться на ребенке, прислушаться и присмотреться: о чём он говорит с вами, на что обращает внимание, какие мультики смотрит. О чём мечтает, какие игрушки просит купить. Подвижный или спокойный. Чем занят чаще всего. И ответ «ничем» тут не подходит.
Мы все всегда чем-то заняты. Даже когда просто сидим и смотрим в одну точку. Даже, когда бегаем, кидаем камешки, напеваем, стучим, позируем для селфи. Мы выражаем себя. Наблюдайте и предлагайте действие.
«О чём ты думаешь?» – люблю я спросить у своего ребёнка. «Что ты любишь делать больше всего? Какими профессиями хотел бы овладеть? Их может быть несколько» 🙂
Можно искать подходящие кружки. Посещать одно занятие, выбирать между «этим» и «этим». И главное не торопиться. Талант обязательно себя проявит. Возможно, и в более позднем возрасте. Примеров много!
Расспросите ребёнка о том, что он делает с удовольствием и хотел бы заниматься этим профессионально. Сподвигните его к этому, если видите, что увлечение серьезное. Позанимайтесь учебный год. Понаблюдайте, получает ли ребенок удовольствие и получается ли у него. Если нет — не тратьте время на уговоры, заставлялки, манипуляции, а ищите что-то ещё. Не боятся браться за новое — это тоже опыт и навык. Или проанализируйте переменные: сделайте перерыв (месяц, два) и предложите заново; поменяйте тренера, класс, место. Ищите!
А бывает наоборот: ребенку просто нравится посещать занятие, хотя видимых результатов нет. Не беспокойтесь, они точно появятся, если есть увлеченность! Возможно, ему надо будет соединить этот навык с чем-то ещё, чтобы быть лучшим в совершенно новой сфере.
И если вы видите (после года-два обучения), что он на голову выше всех остальных, к примеру, в лепке из глины, а параллельно захотел заниматься боксом — спокойно согласитесь, не оставляя основного занятия, совмещайте. Самое главное для себя ребёнок обязательно оставит.
А бывает, что неожиданно ребенок забунтует и вообще откажется сегодня идти на любимое занятие — позвольте ему и это. Позже подловите его в свободной игре, когда он будет делать то, от чего отказался. Спросите, что именно ему не нравится делать на занятии. Может, ему не нравится форма, в которой он занимается, или стул, на котором он сидит. Или то, что в последний раз он проиграл, или запах в аудитории. Может быть все что угодно. Ищите варианты решения проблемы.
Правды ради, стоит сказать, что в процессе поиска таланта ребенка есть ЛОВУШКА. Спросите себя: это я хочу, чтобы он был футболистом, певцом, акробатом, или вы действительно видите ребёнка постоянно этим занимающимся дома, на улице, в гостях? Спросите его, если сомневаетесь. Не бойтесь смотреть правде в глаза. Если вы в детстве не воплотили свою мечту, не делайте ребенка своим аватаром. У него своя жизнь и свои мечты. Разрешите ребенку воплотить в жизнь свою сущность, выполнить свою миссию.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, пытайтесь понять, чем он увлечен, идите за ним, за его интересом и обязательно талант обнаружится! Ведь мы все талантливы от природы!