как научить ребенка читать

Как научить ребёнка читать без страха и стресса. Важные советы родителям

Многие трудности у школьников связаны с тем, что они читают плохо или медленно. Часто именно это влияет на низкую успеваемость по многим предметам, так как ребёнок не может понять условия задачи, не может правильно и быстро ответить, прочитав вопрос к тесту, не может найти правильный вариант ответа в задании.

Владение навыком чтения – важное условие успешности детей в обучении. Трудности овладения этим навыком сегодняшними школьниками вызывает серьезную тревогу и у родителей, и у специалистов, в том числе и учителей.

Что можно сделать и на что обратить внимание, чтобы овладение этим навыком проходило без страха и стресса? Расскажет педагог, специалист по подготовке детей к школе и развитию навыка чтения в Витебске — Наталья Абазовская. 

Задача взрослых при обучении чтению – обратить внимание на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Период, благоприятный для обучения чтению, наступает не раньше 5 лет (у некоторых детей наступает только к 8 годам). Это связано с развитием определенных зон головного мозга, поэтому кто-то из детей готов усвоить раньше буквы в виде символов и начать выполнять с ними определенные действия, а кому-то это даётся намного позже.

Всё зависит от индивидуальных особенностей развития мозга ребенка. Но дети идут в первый класс в основном с 6 лет и оцениваются одинаково. Если мы говорим о чтении, то есть установленные нормы, под которые подгоняется каждый ребёнок. Если он не подходит под эти стандарты, то сразу же записывается учителями в разряд трудных в обучении детей.

Что делают в таком случае родители? Они решают эту проблему просто: заставляют ребенка больше читать. Поэтому ребёнок сидит над книгой, некоторые даже плачут над ней. В таком состоянии стресса ребёнок начинает испытывать тихую злость и ненависть к чтению.

Отсюда формируются страхи, которые мешают ребенку в дальнейшем читать быстро и правильно и получать удовольствие от чтения.

Чтобы решить эти проблемы, вначале надо помочь ребёнку избежать страхов перед таким сложным процессом как чтение. А если они уже есть, то помочь ему их преодолеть. 

Чего боится ребенок, когда учится читать? Остановимся на самых распространенных страхах и постараемся вам помочь.

Страх трудностей

Когда ребенок учится читать, то ему необходимо соблюдать как технику чтения, так и понимать прочитанное. Эти две стороны взаимосвязаны между собой очень тесно. Но основной упор учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. 

Когда мы торопим ребёнка переключаться на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения. Этим объясняется появление ошибок, возникает страх трудностей. Ребёнок привыкает к состоянию: что ему не дай — буквы читать или слоги писать — всё даётся неимоверным трудом, и всё равно ничего не получается. Он привыкает, что ни на что не способен. Не буду перечислять, как обзывают и «помогают» своими репликами здесь родители, желающие увидеть результат такого обучения. В итоге ребёнок замыкается в себе, прячется. И теперь его нужно годами водить к психологу, чтобы снять то, что заложили таким «обучением».

Существует много способов, чтобы выработать технику чтения. Самый доступный и эффективный, которым можно пользоваться ежедневно – СКОРОГОВОРКИ. Такие простые упражнения позволяют отработать артикуляцию и автоматизацию звуков и сочетаний звуков, которые помогут ребенку усовершенствовать техническую составляющую навыка чтения. Ребенок отрабатывает четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов должны четко проговариваться, а не “проглатываться”. Упражнение длится 1-2 минуты.

Страх наказания

Для выработки техники чтения важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до уровня навыка, мы не должны проводить длинные упражнения, а давать их короткими порциями, но с большей частотой. Во многих семьях родители подавляют у ребенка желание читать, т.к. наказывают его за низкую скорость чтения, и наказывают часто тем же чтением.

Избегайте наказаний ребенка, тем более чтением. Наказание не является эффективным средством для обучения, оно не вызывает положительных эмоций, и у ребенка складывается негативное отношение к чтению, вместо желания читать.

Самым лучшим вариантом работы со страхом наказания будет СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ родителя и ребенка. Можно взять книгу по возрасту или адаптированный текст и читать по очереди. Задача взрослого – читать медленно и выразительно самому, чтобы ребенок усваивал правильное звучание и смысл текста. По окончании чтения и ребенком, и родителем можно задать два-три простых вопроса или попросить ребенка сказать то, что ему запомнилось.

Фото из открытых источников

Страх таймера

Некоторые дети очень бояться того, что они не успеют прочитать нужное количество слов за минуту. Такой страх забирает на себя часть внимания ребенка.  Часто без таймера ребенок может читать намного лучше. Но в школах замеряют именно скорость чтения.

Для преодоления страха таймера можно использовать упражнение «Многократное чтение». Ребенок читает текст в течение одной минуты. После этого сам отмечает, до какого места он дочитал. Затем происходит повторное чтение этого же отрывка текста. Снова ребенок отмечает сам, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Попросите ребенка третий раз прочитать этот же текст. Визуально ребенок увидит, что прочитал больше слов (на 10-15).

Таким образом, страх перед чтением с таймером исчезает, ребенок понимает, что читать на скорость – это НЕ СТРАШНО!

Если правильно выполнять рекомендации, то после многократного прочтения текста у ребенка самооценка повышается, т.к. он понимает, что может читать быстро. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще. Не забудьте похвалить ребенка!

Страх плохой отметки

Конечно, школьные отметки вызывают тревогу у родителей, ведь именно они считаются основным критерием успешности ребенка в школе. Предполагая негативную реакцию взрослого, ребенок испытывает страх при ответе на вопрос учителя, чтобы не получить плохую оценку. Такие дети боятся признаться в своих трудностях и изо всех сил хотят, чтобы родители думали о них только хорошее. Они приносят в жертву себя, только бы родители не разочаровались в них. Такие дети готовы выполнять все указания родителей по учёбе в ущерб себе. В итоге закрытость, замкнутость.

Здесь в первую очередь важна роль самих родителей, которые должны поддержать ребенка и выяснить, с чем связана такая отметка. Причин может быть много, поэтому задача взрослых – понять, что на это повлияло.

Для работы с этим страхом дайте ребенку задание «Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть».

Попросите ребенка прочитать отрывок. При следующем прочтении объясните: «Теперь снова читай текст, но чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребенок прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. Прочитав один и тот же отрывок, при переходе на незнакомую часть текста ребенок продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Если ежедневно проводить такое упражнение, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. И через 3-4 недели занятий чтение ребенка заметно улучшится. Он перестанет бояться получить плохую отметку в школе, т.к. при таком домашнем чтении ему уже не страшно читать незнакомые тексты.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны. Поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники чтения в дошкольном возрасте. И вести постоянную работу по совершенствованию навыка осознанного чтения в начальной школе. 

Педагог, специалист по подготовке детей к школе и развитию навыка чтения в Витебске — Наталья Абазовская