Детство без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребёнку просто необходимы игрушки! Всем известно, что игрушка — неотъемлемый атрибут беззаботного детства. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде, где бы он ни находился.
Игрушки служат той средой, которая позволяет малышам выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!
Как выбрать ребенку игрушку?
Выбрать игрушку для ребенка довольно сложно, так как в магазинах очень большой ассортимент и это сбивает с толку многих родителей. Полки заставлены разными монстрами и различными космическими агрегатами, либо всевозможные планшеты и умные игры.
Разнообразие большое. У родителей от такого разнообразия расширяются глаза, и порой многие из них покупают столько игрушек ребенку, что ими завален весь дом. Многие родители, к сожалению, не знают, что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. И поэтому покупают все хаотично.
А ведь игрушка должна не только нравиться ребенку, но и быть интересной, подходить по возрасту. Также она должна быть безопасной и соответствовать всем требованиям. На полках можно увидеть механические, интерактивные, мягкие, развивающие игрушки. И при этом не все родители знают, как правильно выбрать детскую игрушку, чтобы порадовать своего ребенка. Что ему лучше приобрести? Что подойдет для его развития?
Вопрос актуальный. Решили обратиться с ним к специалисту. Всё узнали у доцента кафедры «Техническое регулирование и товароведение» Витебского государственного технологического университета Марины Вячеславовны Шевцовой.
Идём к специалисту
— Марина Вячеславовна, чем отличаются игрушки от других товаров, которые мы свободно можем купить в любом магазине?
— Игрушки – это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей. Думаю, всем без исключения понятно, что они помогают формированию личности ребенка, способствуют развитию у детей любознательности, чувства прекрасного, трудолюбия и т.д.
Ведь дети играли во все времена, и ещё до нашей эры появились первые игрушки как материальная основа игр. В современных условиях тематика игрушек весьма многообразна, ведь именно время оказывает на игрушки прямое воздействие.
Века тесно переплелись в современных игрушках. Космические корабли, роботы-трансформеры, луноходы, современные реактивные самолеты, вертолеты, атомоходы и тут же – гусары, куклы в длинных платьях из прошлого века.
Если рассматривать игрушки с точки зрения товароведения – это особый вид товара, который является важным средством умственного, физического, эстетического и нравственного развития ребенка. Особенность игрушек заключается в том, что именно через них с самого начала своей жизни ребенок познает окружающий мир, учится различать цвета, формы, звуки, предметы. И потому правильно подобранная игрушка развивает воображение и, зачастую, побуждает сделать важный первый шаг в процессе обучения.
— На что должны обратить внимание родители при выборе игрушки?
— При покупке игрушки каждый ответственный родитель, в первую очередь, должен заботиться о том, чтобы игрушка была безопасной и в полной мере обеспечивала защиту ребенка от опасных и вредных воздействий при её использовании. Вот наши советы, на что же обращать внимание при покупке игрушки:
- Игрушки для детей ясельного возраста (0-3 года), особенно для малышей до одного года, должны быть изготовлены из хорошо моющихся материалов: пластмассы, резины, из древесины.
- Не покупайте резиновые игрушки, имеющие неприятный запах и липкую поверхность на ощупь. Это означает, что игрушка долго хранилась без соблюдения необходимых условий, и в ней уже могли начаться процессы разложения.
- В транспортных игрушках колеса должны быть поставлены без перекосов, легко вращаться и не выпадать.
- Надувные игрушки в надутом виде должны сохранять правильную форму и быть устойчивыми на ровной поверхности.
- В мягких игрушках набивка должна быть равномерной и плотной, соединительные строчки должны быть выполнены аккуратно, без торчащих и необрезанных ниток. В каркасных игрушках концы проволоки должны быть загнуты петлей и не выступать на поверхности игрушки.
- Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей в игрушках должны быть не доступны для ребенка. Детали конструкторов должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы должны надежно крепиться.
- Игрушки из пластических масс не должны иметь острых граней, заусенцев, трещин, поверхность игрушек без пятен, вздутий и расслоений, рельеф рисунка на поверхности четкий, детали составных игрушек подогнаны.
- В куклах крепление деталей и глазного механизма в головке должно быть прочным, одежда кукол должна быть съемной для дальнейшей возможности её стирки.
- В деревянных игрушках на лицевой поверхности не должно быть сколов, царапин, вмятин, забоин, заусенцев. Все наружные поверхности должны быть тщательно отполированы, углы и грани притуплены.
- Крупногабаритные игрушки из полимерной пленки, предназначенные для игры на воде, должны иметь не менее двух изолированных камер для поступления воздуха. Шов малого диаметра игрушек из полимерной пленки должен быть заварен внутрь.
И самое важное: обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения пользования игрушкой. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, обязательно нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы
Для детей до 3-х лет не рекомендуется покупать мягкие ворсовые игрушки, т.к. в этом возрасте дети часто берут игрушки в рот и мелкие ворсинки могут попасть в дыхательные пути.
— Я, как педагог и мама, прекрасно понимаю, что игрушка должна помочь родителям решить определенные воспитательные задачи. Должны ли учитывать этот аспект при производстве игрушек?
— Конечно, существует градация игрушек как товара по педагогическому (или воспитательному) назначению.
1.Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий. Это самые первые в жизни ребенка игрушки. Они ярко окрашенные, полированные, из легко моющихся пластических масс, резины и древесины. Привлекают малышей звучанием, формой, цветом. Различные точеные из дерева матрешки, шары, башенки, мозаики, игры способствуют умственному развитию детей. В эту же группу входят и игрушки, содержащие элементы обучения и дающие ребенку первое представление о форме, размере, цвете: кубики с картинками, разборные пирамидки, башенки, разъемные шары, матрешки и др.
2.Игрушки, способствующие физическому развитию детей. Это игрушки, необходимые для прыгания (различные скакалки), бега и ходьбы (тележки, каталки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъемные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мячи, кегли, городки и др.), укрепления мускулатуры ног (детские трехколесные велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, ружья и др.).
3.Игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой, — это образно-сюжетные игрушки, изображающие людей (куклы), животных, сказочных персонажей, различные предметы, транспортные средства.
Особое место в играх детей занимают традиционные и наиболее любимые из всех игрушек куклы, разные по оформлению и размерам, многие с подвижными ногами, руками, головой, озвученные, с закрывающимися и открывающимися глазами.
4.Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники. В этой группе игрушки в занимательной, доступной для детей форме знакомят их с конструкцией и действием отдельных машин, механизмов, помогают развить трудолюбие, внимательность, аккуратность, учат понимать схемы и чертежи. Сюда относятся наборы для сборки моделей, различные конструкторы, действующие модели машин.
5.Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами. Такими игрушками для детей ясельного и дошкольного возраста являются лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки, деревянные молотки, гаечные ключи, отвертки, тачки и др. Для детей школьного возраста различные конструкторы для самостоятельных работ «Сделай сам», строительные наборы, различные наборы слесарных и столярных инструментов, наборы для выжигания и выпиливания, вязания, вышивания, склеивания, наборы для изготовления мягкой игрушки, наборы для вязания, переводные картинки, аппликации.
6.Игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей. В этой группе музыкальные и театрально-художественные игрушки. Разумеется, такие игрушки — это не средство обучения ребенка музыке, а только игрушки-забавы (гитары, гусли, скрипки, дудочки, губные гармошки, пианино и т.д.). Театрально-художественные игрушки – театр кукол, образы героев рассказов и сказок в театральных костюмах, различные картинки из картона, альбомы для раскрашивания картинок, переводные картинки.
7.Настольные игры. Способствуют развитию у детей памяти, сообразительности, выдержки, находчивости, умения работать в команде, дисциплинируют детей, развивают у них глазомер, меткость, ловкость. Сюда относят игры-головоломки, лото, домино, шахматы, шашки и др.
8.Игрушки-забавы — особая группа игрушек. Они воспитывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться. Главное в таких игрушках – элемент неожиданности. Это игрушки с механизмом движения: звери в движении, поющие птицы, летающие феи, наборы фокусов, железные дороги и др.
9.Елочные и карнавальные игрушки. Участие детей в украшении елки, подготовка игрушек, а иногда и самостоятельное их изготовление, имеют большое воспитательное значение. Елочные украшения могут быть самыми разнообразными, например, в виде животных, птиц, фруктов, овощей, деревьев, предметов домашнего обихода, машин, персонажей сказок, рассказов или чисто декоративного назначения (шары, бусы, мишура и др.). Ассортимент карнавальных принадлежностей: конфетти, серпантин, хлопушки, маски, полумаски, карнавальные костюмы, флажки, бумажные гирлянды, фонарики, веера, зонтики, воротники, нагрудники и др.
— И последний вопрос. Я вижу как с каждым годом разнообразие и количество игрушек возрастает в разы. Есть впечатление, что не все производители заботятся о качестве. Как это проверить?
— Действительно, производство игрушек – это большой бизнес. Большая часть игрушек – многие миллионы из них – производятся в Китае, часто по лицензиям крупных западных и японских компаний. В одном из исследований на определение содержания токсичных металлов в товарах для детей, проведенном несколько лет назад, были изучены 569 образцов различных детских товаров. Тестирование образцов показало, что примерно в 30% проверенных игрушек содержался хотя бы один токсичный металл.
В Беларуси нормативную базу по этой проблеме нельзя признать недостаточной. Однако она нуждается в развитии, а её эффективность зависит от множества факторов. Например, возможность обнаружения в детских игрушках опасных веществ или опасных свойств зависит исключительно от применяемых методик обнаружения.
****
Какой вывод, уважаемые родители? Читайте внимательно, что написано на упаковке, и не ведитесь на уговоры детей, если вы видите, что эта игрушка ему не нужна. Лучше научите играть с теми, что есть. И сами больше проводите времени с ребенком, чтобы ему не пришлось заменять игрушками папу и маму.
Беседовала со специалистом Наталья Абазовская.
Фото из открытых источников.